У нас отличная новость! К нам в компанию пришла творческая личность – известный журналист, отличный фотограф, которую многие знают по публикациям в ОАЭ. Она породнилась с этой страной (в буквальном смысле) и теперь делает удивительные материалы об аравийской истории.
Беременность и роды до создания ОАЭ
Шла середина 50х годов… Умм Насир Аль Мухайрби было 12 лет, когда она вышла замуж, а через год она уже была беременна своим первым ребенком. Ей очень повезло, что в те времена, когда отсутствовало понятие современной медицины, она смогла обратиться за советом к своей матери, которая в свое время родила 12 детей.
«Моя мама наказала мне питаться три раза в день по расписанию, например, завтракать было положено не позднее 7 утра, а не в 9 утра, как это делают многие современные женщины. В течение 9 месяцев нужно было отказаться от поездок на верблюдах или ослах, не поднимать ничего тяжелого и не носить воду из колодца или моря», — говорит Умм Насир.
Отец Умм Насир, рыбак, как и многие в те времена, обладал знаниями народной медицины, поэтому заставлял дочь раз в две недели выпивать один стакан травяного напитка под названием «хлюль», готовящегося из 12 произрастающих в ОАЭ трав. Одна из трав в составе этого напитка до сих пор используется многими беременными, – это кассия узколистая, известная как природное мочегонное и слабительное средство, которое рекомендуется во время беременности для мягкого очищения организма и сохранения здорового аппетита у женщин.
На протяжении многих столетий вплоть до 70 годов 20 века «хлюль»и другие травяные напитки были единственными средствами, которые квалифицировались как медицина. В отдаленных поселениях и по ныне некоторые женщины отдают предпочтения им, а жительницы больших городов специально проезжают десятки километров, чтобы получить консультацию у деревенских знахарок, которые с помощью отваров и традиционной медицины утверждают, что лечат даже бесплодие.
Умм Насир, родившая и вырастившая 10 детей, – представительница поколения женщин, у которых не было альтернативы. В те далекие времена не было никаких больниц или машин скорой помощи, даже не было дорог между городами; в лучшем случае в Абу-Даби работала одна врач из Англии, как правило, всегда из христианской миссии, которая могла оказать помощь, если удавалось связаться с ней в нужное время.
Все первые больницы до объединения страны были созданы христианскими миссиями. Так, больница Оазис в городе Аль-Айн, которая до сих пор обслуживает нужды населения города, была основана в 1960 году христианскими миссионерами из США – Пэт и Мариан Кеннеди. В середине 40-х годов в поселении под названием Шарджа, считавшимся самым развитым поселением благодаря присутствию англичан, американский доктор Сара Хосмон проводила лечение женщин в небольшой клинике в здании, которое в настоящее время занимает художественный институт Шарджи. Но в большинстве случаев женщины полагались исключительно на традиционных целителей, практикующих методы, такие как «майсам»- метод прижигания порезов и травм.
Когда у Умм Насир начались роды, ее мать вызвала на помощь доктора Мариам из Индии, так как местная повитуха, Бакса, была уже занята другими родами. «Некоторым роженицам не удается правильно тужиться, и поэтому они не могут вытолкнуть ребенка. Некоторые роды затягивались на два или три дня, после чего приходила сестра и помогала роженице. Медсестра уперлась головой мне в живот и начала на него давить, чтобы подтолкнуть ребенка. После того как ребенок вышел, мне сразу дали его на руки, и я сама разрезала пуповину. Антисептических средств тогда не было, и, для того, чтобы остановить кровотечение, мама принесла морскую соль, скатала ее в виде овальной таблетки и дала мне, чтоб я вставила её внутрь. Мне понадобилось 7 таких таблеток, чтобы залечить мои раны. Одна таблетка раз в день в течение семи дней, после чего вы можете вернуться к нормальной жизни. Через четыре дня после родов я уже готовила еду и носила воду с колодца».
Традиционно соль смешивали с небольшим количеством верблюжьей мочи, которая, как полагают, обладает целебными свойствами, после чего формировали в таблетки размером и формой как вагинальные суппозитории. Помимо таблетированной соли, женщины делали спринцевания соленой водой, так как считалось, что это ускорит процесс заживления. Если женщина потеряла много крови во время родов, ей было рекомендовано не вставать с постели, есть и пить лежа, чтобы остановить кровотечение. Если кровотечение продолжалось, она обращалась к другим методам, таким как массаж, прижигание или прогревание.
«Возьмите металлический предмет и подержите его несколько минут над огнем, после чего приложите на нижнюю часть спины. Этот метод останавливает кровь, но иногда оставляет след», — говорит Умм Насир.
После рождения ребенка многие женщины хотели скорее вернуться в прежнюю форму, поэтому они брали влажную соль, раскладывали ее по всей длине шейлы, складывали шейлу в двое, пропускали между ног, а концы обматывали вокруг живота. В течение 7 дней живот возвращался почти к исходной форме и приобретал упругость.
«С первого дня жизни ребенку давали грудное молоко и финиковую пасту. Мы растирали несколько фиников в пасту и смешивали ее с небольшим количеством грудного молока, после чего густую пасту наносили на палец и давали ребенку его обсосать. Это давало ребенку жизненно важные витамины и укрепляло иммунитет, —говорит Умм Насир, — через семь дней ребенку и матери давали напиток «Хаб Аль-Хамр».
Напиток до сих пор изготавливается из семян кресс-салата, отваренных в воде с куркумой, черным перцем, имбирем и корицей. Мы дополняли этот напиток грудным молоком и паприкой. Этот напиток давал матери и новорождённому силы и отгонял свирепствующий в те времена туберкулез».
Умм Нура, ставшая матерью около 50 лет назад, рассказывает: «Единственная вещь, которая никогда не была в дефиците в старые времена – это шейла (шарф черного цвета). Кусок черной материи всегда был одной из важнейших вещей во время родов».
В некоторых традиционных домах, «чандал», были деревянные балки под потолком. Шейла перекидывалась через балку, а концы завязывались петлей. Сидя на полу, роженица должна была ухватиться руками за петли и, тужась во время схваток, подтягиваться и опускаться.
«Также шейла была важна в перевязывании пуповины, — продолжает Умм Насир, — мы отрезали в длину небольшой кусочек от шейлы и использовали его, чтобы перетянуть пуповину на расстоянии 4 пальцев от пупка. Здесь нужна была точность, ведь если отрезать пуповину на большем расстоянии, ребенок начинал в последствии играть с пуповиной и мог ее развязать, поэтому мы отрезали точно на расстоянии не более четырех пальцев».
В отсутствие мужей, отцов и братьев, женщины несли ответственность за все, начиная от приготовления пищи до воспитания детей, а также занимались любым ремонтом дома. Поэтому они сформировали систему поддержки нуждающимся в помощи женщинам.
«Когда мужчины уходили в море, женщины занимались делами, которые обычно являются прерогативой мужчин. Они носили воду из колодца, кололи дрова, переносили тюки с рисом и солью. На помощь оставшейся роженице приходили соседки и родственницы. В течение недели или до тех пор пока родившая женщина не окрепнет, они выполняли и помогали ей по дому. Никто не оставался без помощи, — говорит Умм Нура, — иногда мужчины уходили в море на три месяца. Женщины же смотрели на звезды и следили за цветением деревьев, – только так они могли определить, сколько прошло времени за отсутствие мужа».
Ныряние за жемчугом было когда-то основным источником дохода жителей Персидского залива. Это был не только изнурительный, но и очень опасный процесс. Ныряльщики, у которых из снаряжения были всего лишь зажимы для носа, кожаные перчатки и нож для вскрытия ракушек, работали от восхода до захода солнца, и находились под водой в течение длительных минут.
«Иногда мужчины не возвращались», — говорит Умм Насир. В подобных случаях, другие женщины, пытались максимально позаботиться о семье, предлагая помощь продуктами и материалами, если это было необходимо. Если женщине нужна была срочная помощь, то первыми на выручку приходили соседки. «Можно было выйти на улицу и попросить у любого проходящего помощь. Двери никогда не были закрыты. Теперь же, если вы больны, никто об не знает и даже не поинтересуется. Может быть уже поздно, прежде чем люди станут спрашивать: „ А где такая-то женщина? “» – сетует Умм Насир.
Бесспорно, мужчинам тоже было тревожно оставлять своих беременных жен одних, ведь никто точно не мог предугадать выживет ли роженица и ребенок. Именно поэтому женщины разработали умный способ, который позволял мужчине, находящемуся далеко в море, узнать о судьбе жены и новорождённого.
«Когда мой муж находился в море, он не имел никакой связи со мной, поэтому он, конечно же, волновался за мою судьбу», — продолжает Умм Насир, — в период ловли жемчуга, каждую неделю в море уходили новые корабли. В те золотые времена у всех было много друзей, поэтому женщины передавали женам уходящих в море рыбаков одну из пеленок новорождённого, которая через несколько дней или недель достигала отца ребенка. По запаху пеленки мужчина понимал, что ребенок родился живым, если же пеленка была чистой, то это означало о плохом исходе родов».
В старые времена беременные женщины не знали, когда точно начнутся роды и как долго они продлятся. Некоторые семьи были фактически застигнуты врасплох, когда, например, в пути, у кого-то из семьи начинались роды. «Моя мать, будучи беременной мною, отправилась с семьей на остров Далма, что расположен в 40 километрах от Абу-Даби. Путь на лодке занял четыре дня, и, как только они прибыли на остров, через двадцать минут у нее начались схватки.
Женщины собрали шейлы, а мужчины сняли с себя широкие куфии (арафатки), чтобы создать уединение, после чего скрылись в глубине острова. Роды – это только женское дело. Женщины вошли в море и окружили роженицу, закрыв ее шейлами и куфиями. Я умею плавать, так как я родилась в воде», — говорит Умм Насир. Данный традиционный способ пользовался популярностью задолго до того, как с 2015 года в Дубае стали принимать роды в воду, назвав способ инновационным.
Если ребенок рождался недоношенным, так же как и на Руси, у матерей был свой способ «перепекания ребенка» под названием «камат». Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб и маловесен, то это значит, что он «не дозрел» в материнском чреве. Поэтому его доводили до «нужной кондиции» для того, чтобы он выжил.
Пуповину младенца оставляли достаточно длинной и свободно завязывали кусочком шейлы. После этого младенца заворачивали в одеяло и клали в большую кастрюлю или коробку, которую накрывали несколькими шейлами, и оставляли в тепле. Когда мать хотела покормить ребенка, то она склонялась над кастрюлей, приоткрывала шейлу и давала ребенку грудь вместо того, чтобы кормить его у себя на руках. Температура в кастрюле должна была быть не слишком высокой, но и прохладно не должно было быть. Так ребенок вызревал до девяти месяцев, но, если он оставался слабым, то его оставляли в тепле и темноте еще на шесть месяцев.
Умм Абдулла Аль Шеххи, мать двоих детей, родила своего первого ребенка в 1950-х годах в Фуджейре. Тогда она с семьей остановилась в маленьком зимнем домике из глины у подножия гор, – «кариин».
«Моя мама повитуха. Когда я рожала, именно она принимала ребенка. После родов она нагрела в огне камень, завернула его в шейлу и положила мне на живот. Это помогло успокоить боль».
Второй сын Умм Абдуллы, Али, родился в следующем году, но умер в семь месяцев от неизвестной болезни. Еще восемь лет прошло, прежде чем она еще раз смогла забеременеть. К тому времени они с мужем переехали в Аджман.
«Когда я рожала Абдуллу в Фуджейре мне потребовалось всего два часа. Мою дочь Фатиму я родила в больнице. Я поехала туда в 9 утра, но Фатима родилась только спустя 10 часов. Для меня это был новый опыт, все было по-другому. Рожать у себя дома было легче», – рассказывает Аль Шеххи.
Наличие квалифицированных врачей и медсестер было недостаточным для того, чтобы убедить Умм Абдуллу, что роды в больнице являются наилучшим вариантом.
«Когда роды приняла моя мама, мы сразу помыли и почистили ребенка, и она сразу передала его мне. Но в больнице моего ребенка сразу же унесли от меня. Дома с традиционными методами восстановления после родов я смогла вернуться к нормальной жизни после трех или четырех дней, но в больнице мне пришлось оставаться больше недели. Мне нравилось рожать старым способом, а не новым. Традиционные роды намного лучше».
По теме: вы также можете совершить небольшое путешествие в донефтяные времена Абу Даби:
Очень интересно и познавательно! Обычно очень мало информации о культуре и традициях Эмиратцев. А это очень интересно …)