Итоги саммита ШОС в Самарканде

На прошлой неделе внимание мира было привлечено к древнему Самарканду, где 15 и 16 марта состоялся очередной Саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Главный редактор «Аравийского Журнала» д-р Алигейдар Рзаев внимательно следил за этим действительно важным событием. Сегодня мы хотим предложить читателям наиболее важные моменты и выводы мероприятия, организованного Узбекистаном, который  в 2021-2022 годах является председателем ШОС.

За время председательства Узбекистана было проведено практически более 80 мероприятий, а также завершено согласование более 40 документов, которые были приняты по итогам Самаркандского саммита. Эти документы нацелены на дальнейшее укрепление многопланового взаимодействия между государствами-членами ШОС и призваны вывести взаимодействие в рамках организации на новый уровень.

Шанхайская организация сотрудничества была основана в 2001 году по инициативе Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. В 2017 года полноправными членами ШОС стали Индия и Пакистан. Страны-наблюдатели – Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия, страны-партнеры –  Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. Саммит в Самарканде – первая очная встреча лидеров и правительств ШОС с начала пандемии коронавируса.

В Самаркандском саммите ШОС приняли участие лидеры государств-членов – Узбекистана, Китая, России, Индии, Пакистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, а также государств-наблюдателей и стран-партнеров — Азербайджана, Беларуси, Ирана, Монголии, Туркменистана и Турции. Также «на полях» мероприятия состоялся ряд встреч, в том числе с участием высокопоставленных представителей Египта, Катара генеральных секретарей СНГ и ряда региональных организаций, а также заместителя Генерального секретаря ООН. Такого «большого саммита» в истории ШОС ранее не было.

Самаркандский саммит стал первым очным заседанием глав государств ШОС после состоявшегося в Бишкеке в июне 2019 г. Прошедшие последние саммиты в Москве и Душанбе проводились в виртуальном или гибридном форматах. В этой связи, мероприятие на высшем уровне в Самарканде является не только актуальным, знаковым, но и долгожданным событием международной значимости.

Самаркандский саммит продемонстрировал  трансформацию ШОС в крупный глобальный институт, зона покрытия которого уже выходит за рамки обширного региона вокруг Центральной Азии.

На саммите ШОС был подписан Меморандум об обязательствах Исламской Республики Иран как полноправного члена Организации. Также подписаны меморандумы о предоставлении статуса партнеров по диалогу Арабской Республике Египет и государству Катар.

Кроме того, приняты решения о начале процедур по предоставлению Республике Беларусь статуса полноправного члена ШОС, а Королевству Бахрейн, Государству Кувейт, Мальдивской Республике, Объединенным Арабским Эмиратам и Республике Союз Мьянма – статуса партнеров по диалогу.

Как отметил Президент Узбекистана, расширение географического охвата ШОС – еще одно подтверждение востребованности Организации, демонстрирующей эффективность, взаимопонимание и динамизм.

Основным событием первого дня саммита ШОС в Самарканде стала встреча лидеров России и Китая Владимира Путина и Си Цзиньпина.

Также Владимир Путин встретился со своим узбекским коллегой Шавкатом Мирзиёевым, президенты подписали декларацию о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, которая предполагает «вывод разноплановых и многогранных связей двух стран на более высокий и качественно новый уровень».

Китайский лидер в свою очередь провел двусторонние переговоры с Александром Лукашенко. В Самарканде лидеры Китая и Беларуси приняли ряд конкретных решений по развитию сотрудничества в различных отраслях, включая автомобилестроение и производство калийных удобрений.

Также ключевым событием первого дня саммита ШОС стала встреча президентов Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и Азербайджана Ильхама Алиева. На встрече было подчеркнуто, что отношения стратегического союзничества двух стран успешно развиваются во всех сферах.

Президент Шавкат Мирзиёв в своем выступлении на саммите глав государств-членов подтвердил следующее: «Мы твердо придерживаемся принципа неделимости безопасности. Деятельность ШОС и впредь должна оставаться ориентированной на широкое партнерство. Также убеждены, что Центральная Азия должна сохранять статус «географического ядра» ШОС.

В Самаркандском саммите руководитель Узбекистана заявил, что «другая ключевая задача – укреплять сплоченность, взаимную поддержку и партнерство на основе принципов «Шанхайского духа». Только так мы сможем обеспечить мир, стабильность и процветание в регионе ШОС».

В этой связи, по инициативе Президента Узбекистана с учетом отмеченных выше принципиальных подходов  и нынешней международной  ситуации, принято решение о  подготовке Стратегии развития ШОС до 2040 года. Данный программный документ должен охватить все направления многопланового сотрудничества ШОС, определить приоритеты долгосрочного развития.

Следует отметить, что встреча в Самарканде стала уникальным в истории Узбекистана и самого ШОС саммитом и прошла  фактически в формате «ШОС+».

Шавкат Мирзиёев упомянул об опасениях по поводу изменения климата и пандемии, признав, что всё это может препятствовать росту. Это особенно верно в отношении таких стран, как его собственная, которая развивается.

В его выступлении был сделан акцент и на экономической направленности ШОС. В частности, Президент Узбекистана подчеркнул, что ШОС является крупнейшим институтом экономического сотрудничества в Евразии. Она способствует сотрудничеству в этой сфере для своих членов, а также связывает их с более крупными рынками – США и Европой.

Крупные проекты, направленные на развитие Организации – это железные дороги. Их часто рассматривают как способ доставки китайских и, в конечном итоге, товаров из Центральной Азии, в Европу. Но, что еще более вероятно, эти логистические инвестиции направлены на развитие самого региона, а не просто на сохранение статуса ресурсного и производственного центра для западных потребителей.

Один из масштабных проектов — Трансафганская железная дорога, соединяющая Узбекистан с Пакистаном через Афганистан. Она должна создать альтернативные транспортные маршруты для торговли между Азией и Европой. Среди других транспортных инфраструктурных проектов – газопровод Китай-Центральная Азия; железные дороги Китай-Казахстан-Узбекистан и Китай-Кыргызстан, а также автомобильная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

Президент Узбекистана отметил, что «Именно в моменты кризиса страны – большие, средние и малые – должны преодолеть свои узкие интересы и сосредоточиться на взаимодействии, объединить и приумножить общие усилия и возможности для противодействия угрозам и вызовам мира, безопасности и устойчивого развития касающихся каждого из нас».

По итогам переговоров принято рекордное количество документов. Об этом 16 сентября на пресс-конференции по итогам заседания Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества, заявил министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов. Как заявил министр, было принято более 40 соглашений, концепций, программ и иных решений, которые будут способствовать наполнению качественно новым практическим содержанием сотрудничества по перспективным направлениям деятельности ШОС.

В список документов входят заявления об обеспечении глобальной продовольственной безопасности, об обеспечении международной энергобезопасности, о действиях по реагированию на изменение климата. Также среди них, решения о Дорожной карте стран – членов ШОС по постепенному увеличению доли национальных валют во взаимных расчетах; концепции сотрудничества по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров; о подписании Меморандума между Секретариатом ШОС и ООН по вопросам образования, науки и культуры (2023–2027 годы).

По его словам, ШОС вступает в новый, еще более ответственный этап своего развития. «Организации предстоит решить многие приоритетные задачи сотрудничества. В данном контексте лидер нашей страны выдвинул ряд конкретных предложений и практических инициатив по актуальным вопросам многопланового сотрудничества в рамках ШОС», – сказал Норов.

Он сообщил о запуске ряда новых форматов и механизмов сотрудничества в рамках ШОС в таких областях, как информационно-коммуникационные технологии, продовольственная безопасность и сокращение бедности. Министр отметил, что в главном итоговом документе саммита – Самаркандской декларации — нашли свое отражение общие подходы стран ШОС к решению региональных и мировых проблем, обозначены приоритеты по развитию организации.

«Саммит продемонстрировал растущую ответственность организации в связи с современными глобальными вызовами и угрозами», – заключил глава внешнеполитического ведомства Узбекистана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.