Загадки «Атлантиды пустыни»: миф или реальность?

«Аравийский Журнал» не раз обращался к древней истории Аравии. В частности, мы рассказывали о древнем городе АльУла и даже представили нашей любимой аудитории женщину по имени Хинат, которая жила в этих местах совсем недавно, всего примерно 2000 лет назад .

А сегодня мы хотим, на основе материалов эмиратского издания The National, вместе с читателями погрузится в разгадку тайны «пустынной Атлантиды».

На протяжении веков, подобно песчаной буре, ходят в Аравии красивые легенды о городе, затерянном глубоко в пустыне Руб эль Хали («Пустая четверть»), подобном недосягаемому мерцающему миражу. Город назывался Убар, или Ирам, и когда-то им владело племя под названием ‘Ад.

В Коране рассказывается о том, как город был разрушен Богом за то, что позабыл учение пророка Худа. В суре Аль-Фаджр (Рассвет) говорится: «Разве ты не видел, как Господь твой поступил с ‘Адом, Ирамом Столпов, подобного которому не было на земле?».

И отвечает: «Твой Господь обрушил на них бич наказания; конечно, Твой Господь всегда начеку».

История Убара, некогда сказочно богатого, а затем разрушенного, также появляется в сказках «1001 арабской ночи», арабской версии которых не менее 1000 лет.

В переводе британского писателя и исследователя XIX века сэра Ричарда Бертона, в пустынях Аль-Ямана (Йемен) человек, ищущий потерявшегося верблюда, натыкается на «великий город, опоясанный огромным замком, вокруг которого были дворцы и павильоны, возвышающиеся высоко в воздухе».

Позже он узнает, что это «Многоколонный Ирам», творение «Шаддада, сына ‘Ада, царя мира». За свое высокомерие Шаддад и его двор уничтожаются Богом, который также уничтожает дорогу в Ирам, делая ее недоступной.

В XX веке были предприняты серьезные усилия, чтобы узнать правду об Убаре. Англичанин Т. Е. Лоуренс, более известный как Лоуренс Аравийский благодаря своим военным подвигам и разведывательной деятельности в интересах Британской империи, называл его «Атлантидой песков» и «городом неизмеримого богатства, уничтоженным Богом за высокомерие, поглощенным навеки песками пустыни Руб-эль-Хали».

Уже само арабское название Ирам Зат аль-Имад, что в переводе означает «Ирам многоколонный», подразумевает наличие в городе роскошных зданий, памятников архитектуры. Помимо этого, в древних источниках есть сообщения об уникальных храмах и школах при них, ухоженных садах с плодоносящими деревьями и фонтанами, базарах с богатыми торговыми рядами, общедоступных больницах.

Наибольшую известность Убару принес ладан, который получали из ароматической смолы деревьев. Они в большом количестве произрастали на близлежащих известняковых холмах. В те времена ладан использовался не только при совершении религиозных обрядов и для бальзамирования усопших, но и как лечебное средство при малярии, язве, лихорадке, кашле, тошноте и плохом пищеварении. По сути, именно Убар считался главным поставщиком ладана в Азию и Европу.

Работа Лоуренса Аравийского по организации экспедиции для поисков затерянного города была прервана в результате его смерти в сомнительной мотоциклетной аварии в 1935 году.

Бертран Томас, британский дипломат и исследователь, который был первым западным человеком, пересекшим Руб-эль-Хали, сначала был убежден, что Убар существует, когда встретил многочисленные верблюжьи следы у южного края пустыни. Как он рассказывал в 1932 году в своей книге об экспедиции Arabia Felix, его проводники-бедуины сказали ему: «Там дорога на Убар», описав его как «величественный город, о котором нам рассказывали наши отцы, существовавший издревле, богатый сокровищами, с финиковыми садами и крепостью из красного серебра».

Еще один британский исследователь Гарри Сент-Джон Филби, который был советником правителя Саудовской Аравии Ибн Сауда, совершил переход через Руб-эль-Хали зимой 1932-33 годов. Филби также был заинтригован Убаром, написав следующее: «Не может быть никаких сомнений в том, что легендарный Город Песков один, а не много».

И Томас, и Филби в конце концов решили, что Убар никогда не существовал, при этом Филби написал следующее: «Что касается (города в) Руб-эль-Хали, то это миф и не более».

Надежда на открытие не умирает

Надежда на открытие легендарного города вспыхнула с новой силой, когда  в 1944 году транспортный самолет Lodestar Королевских ВВС (RAF), летевший из Салалаха, на южном побережье Омана, в Маскат, потерялся над Аравией. Направляясь на север, он оказался над Пустой четвертью, а затем, почти без топлива, приземлился на базе RAF в Шардже.

Там пилот рассказал историю о том, что видел заброшенный город, спрятанный на вершине горы с плоской вершиной, или «мезы». Снизившись до меньшей высоты, пилот увидел большие крепостные сооружения и разрушенные здания, но никаких признаков жизни. По крайней мере, именно эту версию пересказал летчик с базы RAF Реймонд О’Ши, который позже опубликовал рассказ о своем пребывании в Шардже под названием «Песчаные короли Омана».

Воодушевленный рассказом пилота транспортника, О’Ши использовал две недели отпуска, чтобы найти город, используя полученные от пилота координаты и наняв местных гидов. Это было несложно. Место находилось всего в нескольких днях пути по пустыне от оазиса Лива. Там О’Ши и его спутник по имени Шульц обнаружили город точно в соответствии с описанием. Взобравшись на вершину холма, он обнаружил два акра разрушающихся строений из песчаника.

«Большинство зданий представляли собой массу обломков, так что трудно было различить дома или улицы, но две башни еще стояли; их окружность составляла 30 футов, а высота – 40 футов… Толщина стен местами достигала четырех футов, каменные блоки – самый большой из них имел два фута в длину и 18 дюймов в ширину – были скреплены грубым раствором из гипса и глины».

Понимая, что у него заканчивается вода и что Саудовская Аравия запрещена для въезда военнослужащих британских вооруженных сил, он пробыл здесь всего несколько часов, после чего вернулся в Шарджу.

Книга О’Ши была опубликована в 1947 году, с картой, триумфально отмечающей его открытие «потерянного города ‘Аб». Справедливости ради следует отметить, что книга была встречена не очень хорошо. Его описание Шарджи вызвало жалобу со стороны правителя, а британские чиновники назвали книгу «унизительной» и «полной самых ужасающих неточностей».

Более проблематичным было его «открытие» затерянного города. Ни одного скального образования, напоминающего вершину холма, не было найдено поблизости от заявленного им места. Хуже того, серия фотографий Убара была быстро разоблачена как здания в Маскате. Среди многочисленных критиков был исследователь Уилфред Тезигер, который к тому времени только завершил свой собственный переход через Пустую четверть.

Тайна, погребенная в песках времени

Однако труд О’Ши не был полностью дискредитирован. Возможно, он ошибся с местом, а фотографии из Маската были выбраны его издателем, который хотел добавить местного колорита.

В любом случае, Убар оставался таким же потерянным, как и прежде. В 1982 году, американский документалист Николас Клэпп начал новые поиски. Клэпп начал поиски не в песках Руб-эль-Хали, а в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Он подозревал, что настоящим Убаром может быть город под названием Omanum Emporium (Оманум Эмпориум), нанесенный на знаменитую карту Аравии II века, составленную Птолемеем.

Оманум Эмпориум – в переводе с латинского «Оманский рынок», – должен был стать крупной торговой остановкой на караванном пути благовоний из Аравии на рынки Иерусалима, Дамаска и Рима.

Затем Клэпп обратился в Лабораторию реактивного движения NASA с дерзким предложением использовать глубинный радар на космическом корабле Space Shuttle для обнаружения древних верблюжьих следов, давно невидимых человеческому глазу.

NASA согласилась, и в итоге поиски сосредоточились на оазисе под названием Shisur (Шисур). Это было не совсем новое открытие. Американские геологи в поисках нефти в 1950-х годах посещали Шисур, или Шиср, а заодно также недолго искали затерянный город, но ничего не нашли.

И Томас, и Тесигер знали об этом месте, но считали, что ему всего несколько сотен лет. Клэпп решил, что здесь может быть нечто большее, и в 1990 году начал собирать экспедицию, в которую вошел сэр Ранульф Файнс. Прибыв в Шисур, они обнаружили, что здесь есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Под руинами форта были выявлены свидетельства более обширных сооружений, включая стены и башни. Фрагменты керамики возрастом не менее 2 000 лет датировали это место.

Выяснилось, что данная версия вероятного Убара не была уничтожена гневом Божьим. Под тяжестью стен, построенных над подземной пещерой, образовалась гигантская воронка, в которую все и рухнуло.

Казалось, что тайна раскрыта. Во всяком случае, сам Клэпп считал вопрос решенным. Как и туристический совет, который установил табличку с надписью «Добро пожаловать в Убар. Затерянный город из легенды бедуинов».

Однако вопросы – и сомнения, – все еще остаются. Даже в период своего расцвета поселение в Шисуре было не более чем торговым пунктом, а его население, скорее всего, составляло менее 200 человек. Это далеко не те «дворцы и павильоны» из мифов и легенд, которые были «богаты сокровищами». Возможно, Убар, «Многостолпный город», разрушенный Богом за его нечестивость, еще предстоит обнаружить под песками Руб эль-Хали.

Возможно, что природа затерянных городов такова, что они навсегда остаются неоткрытыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.