В последние недели Аравийский залив находился в напряжении, пока новости о прекращении огня между Ираном и Израилем не были встречены коллективным вздохом облегчения.
Конфликты в этом регионе, где расположены и Объединенные Арабские Эмираты, к сожалению, не являются чем-то новым, и в такие моменты уроки прошлого могут оказаться наиболее ценными. Иногда способность применить силу может быть лучшей формой защиты.
Впервые, урок не остался незамеченным для ОАЭ, когда Ирак Саддама Хусейна вторгся в Кувейт в 1990 году. Именно в тот момент, сказал управляющий директор и руководитель Edge Хамад Аль Марар в интервью эмиратскому изданию The National, ОАЭ увидели, насколько уязвимыми могут быть страны, не контролирующие свой собственный оборонный потенциал.

По его словам, в Edge – крупнейшем оборонном конгломерате ОАЭ, – заложено зерно отечественной промышленности, созданной для защиты национального суверенитета.
Учитывая актуальность поднятых в интервью вопросов, редакция «Аравийского Журнала» публикует данным материал с небольшими сокращениями, не меняющими сути поднятых в нем идей и смыслов.
Какую роль играет Edge сегодня?
Оборонная промышленность в ОАЭ берет свое начало в 1991 году. После вторжения Ирака в Кувейт ОАЭ осознали важность развития оборонной промышленности и обеспечения суверенитета в нескольких областях.
Сегодня Edge находится в центре этой концепции. Группа была создана в ноябре 2019 года в результате ряда слияний и поглощений, в результате которых более 35 предприятий были объединены в шесть кластеров передовых технологий и оборонной промышленности.
Аль Марар отметил, что «Edge – национальный лидер в области обороны, который поставляет все, от патронов до спутников». Это включает наземные, морские и воздушные платформы, электронную войну, киберзащиту и национальную безопасность. Группа также занимается искусственным интеллектом, интеллектуальными материалами, робототехникой и 3D-печатью.

Из более чем 200 оборонных продуктов, которые в настоящее время входят в портфель Edge, более 80% производятся на местном уровне – и группа очень гордится этим показателем. Группа также представлена в более чем 100 странах, имеет подразделения в Латинской Америке, три в Европе и планирует расширить свою деятельность в Азии и Африке. Несмотря на такие масштабы, г-н Аль Марар считает Edge компанией, движимой гибкостью и постоянно адаптирующейся к новым угрозам и технологиям.
В соответствии с утверждением г-на Аль Марара о том, что оборонная промышленность ОАЭ началась в 1991 году, одной из последних сделок группы стала продажа судов снабжения Кувейту.
Обеспечение безопасности
Учитывая недавние геополитические движения, г-н Аль Марар заявил, что целью всегда является сдерживание, а не уничтожение.
«Почему всегда существует представление, что конфликт должен быть между армией или нацией и другой нацией?» Незаконный промысел рыбы и контрабанда наркотиков, по его словам, могут представлять такую же угрозу безопасности, как и любая армия, поэтому «готовность» остается руководящим принципом.
«Я всегда привожу такой пример, — сказал он. — Вы можете ходить в спортзал, чтобы оставаться здоровым. Эти часы, проведенные в спортзале, на самом деле являются вашим запасом оружия. Вы должны быть сильным. При наличии камер видеонаблюдения более 90% краж предотвращается. Поэтому, когда люди знают, что вы вооружены, они менее склонны нападать на вас».
По его словам, Абу-Даби считается одним из самых безопасных городов в мире не потому, что его жители отличаются от других, а благодаря стратегии и технологиям.

Создание наследия успеха
Эта философия также отражена во внутренней культуре Edge. В группе работает более 14 000 сотрудников, в том числе 3000 инженеров, 50% из которых являются гражданами ОАЭ, а из этого числа 82% – женщины.
В июне Edge получила золотую награду на конкурсе «2025 Employee Happiness Awards» в категории «Лучшая компания для работы (крупная)». В декабре 2024 года она также была сертифицирована как «Great Place to Work» (Лучшее место для работы).
«Здесь – это программное обеспечение, материаловедение, робототехника», — сказал г-н Аль Марар. «Это высшая форма дизайна — по сути, рай для инженеров».
Его собственный путь является доказательством таланта эмиратцев, который ценит Edge. В то время как многие его сверстники учились за границей, он остался учиться бухгалтерскому делу в Высших технологических колледжах (Higher Colleges of Technology).
Он начал свою карьеру в первые дни существования Tawazun, правительственной организации ОАЭ, занимающейся закупками в сфере обороны и безопасности, и проработал в этой отрасли более 20 лет. «Мне повезло оказаться в нужное время в нужном месте и работать с блестящими командами, чтобы увидеть, как эта отрасль формировалась так, как мы ее видим сегодня».
Его самая большая надежда — оставить после себя полностью суверенную отрасль. «Я очень ценю самоопределение, — говорит он. — И я хочу стать причиной, которая даст ОАЭ возможность защищаться и наносить удары».
По его словам, следующий этап будет посвящен технологическим обновлениям и постоянному совершенствованию. «Все, что мы сделали, вписывается в общую картину, — сказал он. — Это стратегия, направленная на обеспечение суверенитета ОАЭ. И настоящее богатство страны – это не машины. Это люди».

Как прошлое помогает смотреть в будущее
Вооруженные силы ОАЭ были официально объединены в 1976 году и с тех пор участвовали в многочисленных конфликтах.
Первым крупным вкладом стала миротворческая миссия Арабских сил сдерживания в Ливане в конце 1970-х годов, затем война в Югославии. Однако, как отметил г-н Аль Марар, поворотным моментом стала война в Персидском заливе.
Армия ОАЭ участвовала в конфликте, 10 эмиратцев погибли при освобождении Кувейта от Ирака. Спустя три десятилетия после этой инвазии ОАЭ не просто защищают себя – они доказывают, чего можно достичь благодаря местному видению и талантам.