Д-р Философии Алигейдар Рзаев исследует современную ситуацию и вопросы социальных изменений в сравнении с реминисценциями прошлого:
Вспоминаю историю, случившуюся в сентябре 2018 года, когда я поехал в США для участия в юбилейном, 20-м конгрессе Всемирной Ассоциации русскоязычной прессы. Проходя возле пожарного депо в районе Манхеттена в Нью-Йорке, я увидел, как одна пожилая женщина подошла к стоявшим возле дверей пожарным и поблагодарила их словами «Спасибо за вашу службу». Парни удивленно переглянулись и тогда эта женщина пояснила: «За ваш героизм 11 сентября». Некоторые из пожарных удивились – ведь прошло почти двадцать лет с того ужасного теракта, когда около 500 спасателей – пожарных, полицейских, парамедиков погибли при попытке спасения людей из разрушенных башен Центра Международной Торговли в Нью-Йорке.
Но большинство пожарных прекрасно поняли пожилую даму, оценившую их героизм, и они были благодарны ей за признание заслуг в спасении раненных и пострадавших. И то, что до сих люди помнят об их подвиге и признают важность их каждодневной «рутины», – борьбы с огнем и спасение пострадавших при пожарах – имеет для них большое значение.
Во всем мире сейчас пишут много хвалебных слов о работниках здравоохранения, которые заботятся о больных, находятся в изоляции, чтобы не подвергать своих родных опасности заражения, часто сами заражаются и умирают. В то время, когда в Нью-Йорке, Париже, Милане, Барселоне или Абу-Даби люди выглядывают из окон своих квартир или, аккомпанируя себе кастрюлями и сковородками, поют на балконах и подбадривают себя и соседей, люди в белых халатах продолжают, без излишней шумихи и высокопарных слов, спасать жизни тысяч заболевших.
И не только штатные медики, но и сотни тысяч людей, которые решили вложить свой опыт, знания, благородство души в общее дело избавления человечества от «чумы 21 века». В Лондоне двадцать тысяч вышедших на пенсию работников Национальной службы здравоохранения вернулись на работу, чтобы бороться с вирусом. Мы уже писали о том, что в ОАЭ свыше восьми тысяч волонтеров – бывших врачей, медсестер и других, – примкнули к тысячам врачей страны.
Мы должны поблагодарить этих людей. Мы должны каким-то образом компенсировать их самоотверженность, когда вирус, наконец, будет локализован. Каждый работник на переднем крае – водитель скорой помощи, помощник в доме престарелых, каждый, кто работает в карантинном лагере, отделении неотложной помощи и отделении интенсивной терапии, – это супергерой.
Есть сведения, что в США в Белом доме у президента Трампа ведутся разговоры о применении к американским работникам здравоохранения «Закона о правах военнослужащих».
Первоначально этот термин был сокращением для ныне истекшего «Закона о переходе военнослужащих на гражданское положение» от 1944 года, но с тех пор стал всеобъемлющим для обозначения финансируемых правительством программ помощи военным ветеранам США.
В 1944 году, когда был представлен этот законопроект, бушевала разрушительная Вторая мировая война в Европе и Тихом океане, а также на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где открывались новые театры боевых действий. Царила неуверенность и отчаяние, глубокая депрессия, голод, бедность и подсознательный страх.
А теперь перенесемся в весну 2020 года. COVID-19 втянул планету в нисходящую спираль экономической неопределенности, депрессии, бедствий и страха. Бизнес закрыт. Школы закрыты. Безработица во всех странах бьет рекорды. Эксперты предсказывают повторение ситуации, аналогичной десятилетию Великой депрессии 1930-х годов. Экономисты прогнозируют худшие вырианты.
«Закон о правах военнослужащих» позволял возвратившимся военнослужащим получать компенсацию за службу и исполнение своего долга. В рамках закона были предусмотрены бесплатное лечение, предоставление ипотеки с низкими процентами, оплата образования солдат в учебных заведениях, выплата им стипендий.
Уверен, что многие страны вполне могут позволить себе предоставить такие же преимущества для современных героев, борющихся с COVID-19, если эта идея получит общественную поддержку.
Я знаю одно: война, гуманитарные катастрофы и пандемии приводят к худшему. Но они также выявляют лучшее в людях. Они дают людям шанс стать лучше и быть полезными самым целесообразным способом.
Упомянутые катаклизмы выявляют самоотверженность людей и их способность сосредоточиться на спасении жизни другого человека. И правительства мира, и общественность, должны найти способ прямо сейчас вознаградить людей, которые поддерживают наше здоровье и отчаянно борются за наши жизни во время пандемии коронавируса. И эта благодарность будет лучшим испытанием зрелости нашего общества.