Если бы в странах Арабского залива проводили сейчас конкурсы популярности, то несомненным лидером стал бы президент США Дональд Трамп. Во время своего четырехдневного (с 13 по 16 мая) визита в регион бывший 45-й и нынешний 47-й президент США был встречен с большой помпой в Саудовской Аравии, Катаре и Объединенных Арабских Эмиратах.

В Эр-Рияде саудовский наследный принц Мухаммед бин Салман нарушил королевский протокол, лично встретив президента на взлетной полосе. Кортеж Трампа из аэропорта Дохи в Катаре сопровождали ярко-красные кибергрузовики Tesla и всадники на лошадях. Как будто этого было недостаточно, у здания Амири Диван, президентской резиденции Катара Трампа встречал парад королевских верблюдов. В беседе с эмиром Катара шейхом Тамимом бин Хамадом Аль Тани Трамп дал понять, что он впечатлен.
А в Абу-Даби президент ОАЭ Мухаммед бин Заид наградил своего американского коллегу Орденом Заида, высшей гражданской наградой страны.

Помимо многочисленных торговых и деловых соглашений и важных политических заявлений, сделанных во время визита президента США в страны Арабского залива, сама поездка знаменует собой важный сдвиг в геополитическом ландшафте.
Во-первых, многодневная поездка президента США на Ближний Восток – особенно в качестве первого официального зарубежного визита в этом сроке – без посещения Израиля является в значительной степени беспрецедентным шагом и свидетельствует о том, что президент рассматривает страны Арабского залива как основной центр интересов и партнерства США в регионе.
Во-вторых, ни для кого не секрет, что Трамп не имеет теплых отношений с Западной Европой, и неоднократно выражал недовольство партнерствами США в сфере экономики и безопасности с этим регионом. То, что Трамп вновь сделал Арабский залив местом своего первого официального визита за второй срок, также указывает на то, что он рассматривает страны Залива и их экономику как основных геополитических и геоэкономических игроков, во многих отношениях превосходящих государства и экономики Западной Европы. Лидеры Саудовской Аравии, Катара и ОАЭ теперь, по-видимому, имеют большее внимание президента США, чем некоторые лидеры традиционных союзников Америки по НАТО.
В-третьих, Трамп во втором сроке подтверждает сдвиг, который он возглавляет в принципах внешней политики США: от внешней политики, построенной на политических и силовых альянсах в стиле холодной войны, основанных на, казалось бы, постоянном противостоянии или уравновешивании полупостоянных противников, к неидеологической, благоприятной для бизнеса, враждебной к длительным войнам, транзакционной внешней политике, которая избегает крупных альянсов и систем противостояния и заботится о строго определенных интересах США – в первую очередь экономических.
Это должно быть ясно понято в Тегеране и Москве — ни одна из столиц не может утверждать, что Трамп испытывает глубокую идеологическую или долгосрочную враждебность по отношению к их правительствам. Это также позволяет ему поддерживать близкие отношения с Израилем, одновременно принимая президента Сирии Ахмада Асада и протягивая оливковую ветвь верховному лидеру Ирана.
На геоэкономическом уровне главным сдвигом, который подчеркивает этот визит, является глубокое объединение стран Арабского залива с США в стремлении нарастить свой потенциал искусственного интеллекта в ближайшие годы и десятилетия. ИИ будет определять глобальный энергетический ландшафт XXI века, а центры обработки данных ИИ требуют огромного количества энергии. У США нет возможности увеличить свои энергетические ресурсы настолько, чтобы удовлетворить растущие потребности амбициозного американского сектора ИИ; у стран Залива есть доступная энергия и достаточные денежные резервы, чтобы удовлетворить значительную часть этих потребностей.

Первым зримым результатом поездки президента Трампа в страны Арабского залива может стать превращение Ближнего Востока в глобальный центр искусственного интеллекта. В ходе ряда сделок, объявленных на прошлой неделе, Трамп открыл для стран Залива доступ к самым передовым в мире чипам для искусственного интеллекта.
В Саудовской Аравии Трамп и руководители технологических компаний AMD, Amazon и других объявили о заключении партнерских соглашений в области искусственного интеллекта на миллиарды долларов с новым саудовским стартапом Humain, занимающимся созданием инфраструктуры для искусственного интеллекта.
В ОАЭ Трамп и президент ОАЭ Мохаммед бин Заид заявили, что две страны будут сотрудничать в строительстве в Абу-Даби крупнейшего дата-центра для ИИ за пределами США.
Объявляя о партнерстве США и ОАЭ, американское министерство торговли заявило, что технологическое сотрудничество будет соответствовать «строгим стандартам безопасности США и другим усилиям по ответственному развертыванию инфраструктуры ИИ как в ОАЭ, так и во всем мире».
Администрация также работает над политикой, которая заменит ограничения на экспорт микросхем, введенные в эпоху Байдена и отмененные перед поездкой Трампа.

Основные экономические моменты
В ходе своего визита на Ближний Восток, где к нему присоединились десятки видных бизнес-лидеров, принявших участие в заключении соглашений, президент Дональд Трамп объявил о заключении инвестиционных соглашений с Саудовской Аравией, Катаром и Объединенными Арабскими Эмиратами на сумму более 2 триллионов долларов для реализации проектов в области обороны, авиации и искусственного интеллекта, а также других предприятий.
Визит Трампа на Ближний Восток, по крайней мере на данный момент, сосредоточен на экономических инвестициях, а не на более широкой геополитической стратегии. В регионе реализуется ряд новых проектов семейного бизнеса Трампа, в том числе гольф-курорт Trump в Катаре и жилые башни Trump в Дубае и Джидде (КСА).
Саудовская Аравия: Белый дом сообщил 13 мая, что Саудовская Аравия согласилась инвестировать 600 млрд долларов, хотя некоторые из перечисленных проектов уже находятся в стадии реализации, а еще 145 соглашений на сумму более 300 млрд долларов были подписаны на конференции инвесторов, в которой приняли участие несколько американских миллиардеров и видных бизнесменов.

Белый дом сообщил, что в документ, подписанный Трампом, включено соглашение на сумму 142 миллиарда долларов о закупке Саудовской Аравией военного оборудования и услуг у более чем десятка американских оборонных компаний.
Инвестиции в размере 600 миллиардов долларов также включают 20 миллиардов долларов от саудовской компании DataVolt на центры обработки данных искусственного интеллекта и энергетическую инфраструктуру в США, а также 80 миллиардов долларов на технологии в обеих странах от Google, DataVolt, Oracle, Salesforce, AMD и Uber.
Соглашение также предусматривает работы американских компаний на сумму более 2 млрд долларов в рамках инфраструктурных проектов Саудовской Аравии, включая международный аэропорт имени короля Салмана и развлекательный комплекс Qiddiya City.
Отдельно от соглашения между двумя правительствами Илон Маск объявил, что Саудовская Аравия согласилась использовать его спутниковые интернет-услуги Starlink для авиации и морского судоходства.
Nvidia продаст 18 000 чипов искусственного интеллекта новой саудовской компании Humain, которая возглавляется саудовским наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом.
Американская компания AMD объявила о проекте с Саудовской Аравией стоимостью 10 миллиардов долларов по поставке чипов и программного обеспечения для центров обработки данных искусственного интеллекта, «протянувшихся от Королевства Саудовская Аравия до Соединенных Штатов».
Humain также объявила о сделках с Global AI, Cisco и Amazon, которые построят «зону искусственного интеллекта» в Саудовской Аравии, включая новую инфраструктуру и серверы искусственного интеллекта, а также сети для более эффективного обучения искусственного интеллекта, сообщила компания.
Помимо Маска, в инвестиционном форуме США и Саудовской Аравии приняли участие миллиардеры, в том числе Сэм Альтман из OpenAI, Алекс Карп из Palantir, Ларри Финк из BlackRock и Стив Шварцман из Blackstone. Шварцман и Маск также сидели за одним столом с Трампом и эмиром Катара на государственном ужине.

Катар: 14 мая Трамп подписал соглашение об инвестициях между двумя странами на сумму более 243,5 миллиарда долларов и обрисовал планы по увеличению инвестиций до 1,2 триллиона долларов, сообщил Белый дом.
Доха инвестирует 10 миллиардов долларов в военный объект США и закупит у США оружия на 42 миллиарда долларов, заявил Трамп в 15 мая во время выступления на военной авиабазе США в Катаре.
Qatar Airways согласилась купить 210 самолетов Boeing на сумму 96 млрд долларов, что является крупнейшей сделкой, заключенной при содействии Трампа с момента его прибытия на Ближний Восток, сообщает The New York Times.
Катарская компания Al Rabban Capital подписала соглашение с компьютерной компанией Quantinuum об инвестировании 1 млрд долларов в квантовые технологии и развитие кадрового потенциала в США.
США также подписали с Катаром несколько соглашений в области обороны, в том числе сделку на 1 млрд долларов о приобретении Катаром у Raytheon RTX технологий защиты от беспилотных летательных аппаратов и соглашение на 2 млрд долларов о закупке Катаром дистанционно пилотируемых летательных аппаратов у General Atomics.
ОАЭ: 15 мая в ходе своего визита Трамп объявил о заключении коммерческих соглашений на сумму более 200 миллиардов долларов.
Соглашение включает обязательство Etihad Airways инвестировать 14,5 миллиарда долларов в 28 самолетов Boeing 787 и 777X американского производства с двигателями GE.
Emirates Global Aluminum инвестирует 4 миллиарда долларов в проект по строительству алюминиевого завода в Оклахоме.

США и ОАЭ объявили о совместном строительстве крупнейшего за пределами США центра обработки данных с использованием искусственного интеллекта в Абу-Даби. Эмиратская компания G42 построит объект площадью 10 квадратных миль и мощностью 5 гигаватт.
Инвестиционный фонд MGX, поддерживаемый Объединенными Арабскими Эмиратами, также использовал 2 миллиарда долларов в стабильной криптовалюте, выпущенной компанией World Liberty Financial, принадлежащей семье Трампа, для инвестиций в Binance в начале этого года.
